В последние годы, с развитием технологий и появлением более широкого диапазона задних кассет с большим количеством зубцов, стали популярными трансмиссии с одной передней звездой (1x). Это связано с тем, что трансмиссии 1x обеспечивают более простое и интуитивно понятное переключение передач, а также уменьшают вес и упрощают конструкцию велосипеда.
При этом трансмиссия с 2 или 3 ведущими передними звездами не является плохим вариантом для повседневного любительского катания и даже может предложить определенные преимущества и некоторые особенности, которые могут быть полезными в некоторых условиях. Например, 2/3-звездная система имеет более широкий диапазон скоростных передач, что полезно при катании в различных условиях где есть возможность хорошо разогнаться, например быстрые спуски или ровное шоссе. Также, она может быть полезна для райдеров, которые предпочитают более традиционный стиль переключения передач и привыкли к использованию передних звезд.
В конечном счете, выбор трансмиссии зависит от предпочтений и стиля катания каждого индивидуального райдера. Обе системы имеют свои преимущества и недостатки, и важно выбрать ту, которая лучше соответствует вашим потребностям и стилю катания.
Так какая же трансмиссия лучше для катания в стиле кросс-кантри?
Кросс-кантри (XC) – это дисциплина горного велосипедного спорта, которая объединяет в себе элементы состязания на выносливость и технического мастерства и включает гонки на велосипедах по различным типам пересеченной местности, такие как горы, холмы, леса, поля и другие природные трассы. В гонках кросс-кантри участники стартуют одновременно и соревнуются на время. Трассы включают в себя различные технические отрезки, от крутых подъемов и спусков до технических участков с корнями, камнями, песком и грязью, а велосипедисты стремятся преодолеть их с максимальной скоростью и эффективностью. Кросс-кантри требует от райдеров физической выносливости, навыков управления велосипедом и стратегического мышления, делая эту дисциплину захватывающей и вызывающей.
Следовательно, для кросс-кантри, где важна эффективность передвижения и быстрая адаптация к различным условиям маршрута, трансмиссия 1x будет однозначно предпочтительной. И вот почему:
1. Большой диапазон. Современные трансмиссии 1x обладают широким диапазоном передач. Производители, в том числе и с мировым именем, комплектуют шатуны своих XC байков звездой с 32 или 34 зубцами. Заднее колесо при этом комплектуется 10, 11 или 12 скоростной кассетой с 9-11 зубцами на самой маленькой звезде и 46-52 зубцами на самой большой.
Такого соотношения подготовленному гонщику вполне достаточно для преодоления практически любых технических участков на классической кросс-кантрийной трассе, будь то крутые затяжные подъемы или скоростные спуски.
2. Меньше переключений. Трансмиссия 1x позволяет кататься с меньшим количеством переключений и более плавным переходом между передачами, что особенно полезно при быстрой езде и требует меньше внимания со стороны райдера.
3. Меньше ошибок. Высокая физическая нагрузка в условиях гонки повышает пульс райдера до высоких значений, а скоростная езда при этом требует высокой концентрации внимания за траекторией движения велосипеда. Шифтер (манетка) переключения передач на 1x трансмиссии лишь один, что отсекает вероятность большинства ошибок при выборе нужной передачи, которые могут возникнуть в экстремальных условиях гонки, в сравнении с системами с двумя переключателями.
4. Меньше вероятность соскальзывания цепи. В отличие от 2/3-звездных систем в 1x трансмиссиях используются особые звезды стандарта Narrow Wide. Так называется особая конструкция зубьев, которая предназначена для улучшения удержания и предотвращения соскальзывания цепи. Она имеет переменную ширину зубьев, где некоторые зубья шире, а другие уже, что создает более плотное сцепление со звеньями цепи, что помогает предотвратить соскальзывание цепи во время скоростной езды по неровной местности. Звезда Narrow Wide обеспечивает более надежную и безопасную работу трансмиссии, уменьшая риск сбоев.
И, что не менее важно, задние переключатели для 1x систем, как правило обладают специальными технологиями (например Shadow+ у Shimano), которые позволяют активировать специальный режим максимального натяжения цепи. Такая опция в сочетании с Narrow Wide звездой сводит риск соскальзывания цепи к минимуму, даже на очень сложных трясучих участках маршрута.
5. Более высокая живучесть. С ростом популярности 1x трансмиссий, ведущие производители компонентов для велосипедных приводов, такие как Shimano, Sram и Microshift, оставили 2/3-звездные системы в нишах оборудования базового и начального любительского уровня. Это означает, что такие системы предназначены в основном для прогулочного катания и не рассчитаны на спортивный режим эксплуатации.
В условиях регулярных гонок такие звездочки, цепи и переключатели очень быстро изнашиваются, что может привести к досадной поломке прямо во время соревнования. В то же время среди 1x трансмиссий для райдеров доступны топовые компоненты, качество, прочность и выносливость которых существенно выше.
6. Более низкий вес. Суммарная разница в весе между всеми компонентами стандартной 2/3-звездной и 1x системы может достигать от 600 до 1000 грамм, а в определенных вариациях даже больше, если используются топовые гоночные комплектующие. Это снижает общий вес всего велосипеда. Меньший вес велосипеда позволяет райдеру легче ускоряться и подниматься на подъемах.
Кроме того, меньший вес велосипеда уменьшает нагрузку на райдера, что позволяет ему сохранять энергию и выдерживать более длительные нагрузки с меньшим утомлением. Более легкий велосипед в условиях гонки способствует повышению производительности, что может стать решающим фактором в достижении успеха на гоночной трассе.
Подытожим. Трансмиссия с 2 или 3 ведущими передними звездами на горных велосипедах – это вполне приемлемый вариант для повседневного катания по улицам и паркам для людей, не имеющих спортивно-соревновательных амбиций. Такая система может иметь свои преимущества и быть более экономичной в обслуживании и ремонте. Кроме того, у таких систем есть своя группа поклонников, которые предпочитают классический стиль переключения передач и привыкли к использованию передних звезд. Они ценят простоту и доступность такой трансмиссии, а также ее привычный способ переключения передач.
Однако, стоит отметить, что 2/3-звездная система не является оптимальным выбором для эксплуатации в условиях высокой нагрузки. При высоких скоростях и сильных вибрациях использование двух шифтеров будет затруднительным и неудобным, так как требует более сложного подбора передач. Кроме того, в таких условиях существует максимальный риск соскальзывания цепи, что может привести к поломке или повреждению звезд. Важно отметить, что 2/3-звездная система также более тяжелая, что может затруднить достижение высокой производительности и успеха на соревнованиях.
Поэтому, для райдеров, которые стремятся к высоким результатам и участию в соревнованиях, рекомендуется рассмотреть альтернативные варианты трансмиссий, такие как 1x системы, которые обеспечивают более простое и эффективное переключение передач, высокую стабильность и надежность при сильных вибрациях, а также уменьшают вес велосипеда и повышают его производительность.
- Горные велосипеды с 1x трансмиссией на 10 скоростей.
- Горные велосипеды с 1x трансмиссией на 11 скоростей.
- Горные велосипеды с 1x трансмиссией на 12 скоростей.
И конечно же поделимся несколькими полезными советами, которые помогут вам существенно сэкономить при покупке велосипеда, запчастей и аксессуаров:
- Сохраните в закладках раздел Распродажа. Здесь вы сможете найти множество велосипедов для детей и взрослых по отличным ценам как сегодня, так и в будущем.
- Присоединяйтесь к нашей Программе лояльности и экономьте на будущих покупках до 30%.
- Оплачивайте покупку банковской картой на сайте онлайн с промо-кодом ONLINE. Таким образом, вы можете легко сэкономить 5%.
Просто скопируйте промо-код и активируйте его в корзине.
Удачных покупок!